Одним из наиболее востребованных эффектов в фотомонтаже и веб-дизайне является объединение изображений с плавными переходами между ними. В графическом редакторе Adobe Photoshop для этого имеются интересные возможности. Мы научимся достигать этого с применением масок.

Маска, строго говоря, это эквивалент выделенной области. Она сохраняется в документе в виде дополнительного канала, который можно увидеть в одноименной палитре. Ее прямое предназначение, как и у инструментов выделения, это определение области изображения для редактирования. В программе Adobe Photoshop, как известно, при наличии выделенной области, операции редактирования выполняются только над ней, остальные остаются, так сказать, «замаскированными». Маска позволяет закрыть те участки, которые не требуют изменений и должны оставаться нечувствительными к тому или иному инструменту. Однако умелое использование масок в Adobe Photoshop это нечто большее.

Для чего используют маски? Во-первых, в виде маски можно сохранить выделение, созданное, к примеру, инструментом Волшебная Палочка (Magic Wand Tool), которое бывает достаточно трудоемким процессом, чтобы его выполнять снова и снова (команды ? Save ion, Сохранить и  ? Load ion, Загрузить). Во-вторых, в Adobe Photoshop существует инструмент Быстрая Маска (Edit in Quick Mask Mode), позволяющий быстро выделить объект с помощью Кисти (Brush Tool). И наконец, в программе можно создать маску слоя (Layer mask), которая значительно облегчает работу при монтаже и ретуши.

Если бы мы решили найти аналог вне мира компьютерной графики, это было бы что-то вроде трафарета с той разницей, что он был бы выполнен из какого-нибудь современного материала, который способен пропускать сквозь себя краску не только через вырезанные области, но и через перекрывающие, позволяя под ними закрашивать поверхность не полностью, и даже в виде градиентов.

http://i054.radikal.ru/0806/5d/d734738cf952.jpg

Секрет слой-маски в том, что ее можно воспринимать как скрытое черно-белое изображение, черные области которого прячут пиксели слоя, к которому эта маска прикреплена, а белые оставляют видимыми. Поэтому эффект следующий: когда вы рисуете кистью по маске слоя черным, изображение слоя исчезает, когда рисуете белым, оно возвращается. Как можно догадаться, это выгодно отличает использование маски слоя от применения Ластика (Eraser Tool), поскольку маска лишь скрывает участки, а не удаляет их безвозвратно. Промежуточные серые тона Кисти также воздействуют на изображение, скрывая пиксели частично (пропорционально величине черной краски), однако частичное маскирование удобнее выполнять все же абсолютно черным цветом, изменяя параметр Opacity (Непрозрачность) самой Кисти, который находится на ее панели управления.

Попрактиковавшись, мы легко поймем как работает слой-маска. Создайте документ с фоном какого-нибудь цвета (предположим, это будет шапка веб-страницы) и добавьте в него несколько изображений так, чтобы они разместились каждое на собственном слое. Измените их размеры и разместите их на фоновом изображении наилучшим образом, но так, чтобы их края перекрывали друг друга.

http://i053.radikal.ru/0806/fe/b2b25182180c.png

Теперь остается лишь поработать над краями верхних изображений. В палитре Слои (Layers) выберите слой с нужным вам изображением и там же нажмите кнопку Добавить слой-маску (Add layer mask) — рядом с иконкой слоя появится иконка слой-маски в тонком ободке, который указывает на ее активность. Далее выберите инструмент Кисть, на панели управления которой выберите мягкую круглую подходящего размера, параметр Непрозрачность (Opacity) установите примерно равным 50%, на панели инструментов задайте для нее черный цвет (Set foreground color), и пробуйте ею рисовать. Изображение будет частично пропадать, поскольку мы рисуем по слой-маске черным цветом. Выберите для кисти белый и пробуйте рисовать теперь. Исчезнувшие пиксели вновь проявляются. Т. о. мы можем доводить плавные переходы между изображениями до желаемого результата, не боясь их испортить.

Для удобства лучше установить цвета переднего и заднего плана как черный и белый (по умолчанию), просто нажав клавишу D, а в процессе работы над слой-маской просто менять их местами, нажимая на двунаправленную стрелку на панели инструментов или на клавишу X. Стоит заметить также, что рисовать на маске слоя можно лишь когда она активна, что достигается щелчком по ее иконке. Но после щелчка по иконке слоя кисть будет рисовать на самом изображении.

Что ж, приобретя некоторый опыт, поэкспериментировав с различными кистями и их прозрачностью, мы без сомнения можем добиться впечатляющих эффектов благодаря применению масок.